Introduction



title: ‘Guide to Safer Travel’

abstract: This guide will help you prepare for travels to high-risk countries. The Access Now Helpline is at your service if you have any questions.


Last updated: Dec 2017
Please consider this date when evaluating the accuracy and security of the following guide.

Служба поддержки по цифровой безопасности (Access Now)

Руководство по безопасности поездок

Угрозы

Путешествия сопряжены со многими рисками для вас, ваших устройств и данных. Ноутбуки и прочие гаджеты выходят из строя. Их крадут, они теряются, ломаются, не включаются. Если путешественник отправляет сообщение через точку связи в публичном месте, например, в интернет-кафе или через гостиничный wi-fi, данные могут быть перехвачены. Работая на чужом компьютере, есть риск стать жертвой кейлогера или иной атаки. Информацию нужно защищать.

А если вы пересекаете границу? Пространства для маневра совсем нет. Вряд ли вы скажете “нет” пограничнику или таможеннику, который заинтересуется чем-то из ваших вещей. Например, данными в ноутбуке, цифровой камере, диктофоне или телефоне. Скажем, в США, несмотря на Четвертую поправку, таможенникам не нужно какое-то специальное основание, чтобы посмотреть содержимое вашего устройства и даже изъять его для дальнейшего изучения. В России, Беларуси и других постсоветских странах уже были случаи повышенного интереса контролирующих чиновников к устройствам, пересекавшим границу, в том числе с изъятием этих устройств.

Риски

Допустим, вы потеряли доступ к своему устройству и всем данным на нем. Сможете продолжать работу? А если данные с устройства попадут в третьи руки? Как это отразится на ваших коллегах, единомышленниках, донорах? Не окажутся ли они в опасности? Другой пример: кто-то так или иначе получает информацию о вас и притворяется вами. Это создает угрозу репутации – и вашей, и вашего проекта, и вашей организации. Кто-нибудь из ваших партнеров окажется обманут. Что тогда?

Попробуем уделить немного внимания безопасности. Быть может, нам удастся избежать этих проблем.

Инструменты и практики

Ваши данные можно защитить без особых затрат. Для этого есть немало инструментов и практик.

Например:

Основные правила безопасности

Некоторые из этих советов звучат как общие правила, но в путешествиях они приобретают особое значение.

### Принцип минимума информации

То, чего у вас нет, не потеряется и не попадет в руки ворам. Для начала прикиньте, какие данные вам на самом деле нужны в поездке, а что можно оставить дома. Скопируйте все, что вам в поездке не пригодится, на другой компьютер или жесткий диск. Обеспечьте этому устройству надежное хранение дома или в офисе. Попутно сделайте резервную копию самых важных данных на внешний жесткий диск или USB-флешку. Храните эту флешку в надежном месте отдельно от компьютера. Можно загрузить резервную копию важных данных (в зашифрованном виде) в облачное хранилище файлов.

Убедитесь, что не везете с собой данные, которые считаются противозаконными в стране назначения. В их числе могут оказаться объекты интеллектуальной собственности (например, музыка и видео), порнография, даже невинные домашние фотографии ваших собственных неодетых детей, или материалы, которые власти считают “экстремистскими”. Если подобные материалы будут обнаружены на границе, могут последовать неприятности от разбирательства на месте (возможно, с изъятием компьютера) до ареста и заключения. Избавьтесь от “пиратских” программ и их дистрибутивов; на ваших устройствах должны быть только легально приобретенные программы (возможно, бесплатные, с открытым кодом).

Опытные путешественники рекомендуют другой способов обезопасить данные: хранить их в зашифрованном виде в “облаке”. Там можно разместить и собственно данные, и образ всей системы (вместе с программами). Тогда в поездку вам останется взять “чистый” ноутбук. Прибыв на место назначения, вы можете скачать данные и/или программы, а перед отъездом домой – снова загрузить их в файловое хранилище. Так вы одновременно минимизируете информацию и сделаете доступную резервную копию, хотя и ценой некоторых ограничений работы с данными непосредственно в пути.

Шифрование

Мы всегда советуем шифровать данные на компьютере и на устройствах связи. Но в некоторых странах ввоз, вывоз и использование шифровальных средств могут быть вне закона. Узнайте, так ли это для страны, куда вы отправляетесь. В некоторых случаях понадобится обратиться за разрешением на ввоз или вывоз. Бывает, что использование шифрования запрещено даже в личных целях. Выясните, обязаны ли вы по местным законам отдавать шифровальные ключи по требованию правоохранительных органов. Есть страны, где за “отказ сотрудничать” вам может грозить тюрьма.

Полнодисковое шифрование

Шифрование – мощная технология защиты данных. Если злоумышленник получит доступ к вашему ноутбуку или другому устройству и попробует прочитать зашифрованные данные, не имея пароля, он увидит мешанину из единиц и нулей. Правда, нужно иметь в виду, что при повреждении зашифрованного диска (падении, сильном ударе, ином резком физическом воздействии) данные будет куда сложнее восстановить. Типичная общественная организация не сможет позволить себе такие расходы. Не забывайте регулярно делать резервные копии.

Чтобы выбрать подходящий вариант, пожалуйста, обратите внимание на наши советы о полнодисковом шифровании на разных платформах (ниже).

Защита шифровальных ключей

Если шифруешь свою электронную почту, едва ли не самой большой ценностью, которую всегда носишь с собой, становится закрытый (секретный) шифровальный ключ PGP/GPG. И ключ, и пароль к нему нуждаются в защите. Посторонние люди не должны получить к ним доступ. Оставлять устройства без присмотра, когда другие могут ими воспользоваться, тоже неправильно. Возможно, вы предпочтете вовсе не хранить этот ключ на компьютере. Можно записать его на зашифрованную USB-флешку и носить ее в качестве брелока или украшения на шее. Так ваш ключ всегда будет с вами.

Публичный доступ

Во время путешествия часто попадаются публичные компьютеры и доступ к интернету. Иногда это интернет-кафе или подобные места, но чаще путешественники подключаются к сети (по wi-fi, изредка по проводам) в отелях, на вокзалах, в конференц-залах. Такие ситуации создают особые риски.

Публичные компьютеры

Небезопасная клавиатура

Больше всего рискует тот, кто входит в свои аккаунты на чужом компьютере или терминале. К чужим устройствам доверия по умолчанию нет.

В качестве примера угрозы можно назвать кейлоггеры. Такая программа (или физическое устройство) перехватывает нажатия клавиш и передает эти данные злоумышленнику.

Аппаратные кейлоггеры бывают в стандартах PS/2 и USB. Злоумышленник устанавливает такой кейлоггер в разъем между компьютерным портом и клавиатурным кабелем. Если вынуждены пользоваться чужой клавиатурой, проверьте, нет ли кейлоггера.

Можно путешествовать со своим ноутбуком (см. “Принцип минимума данных”) или, в крайнем случае, со своей клавиатурой, чтобы без перезагрузки подключать ее к чужому компьютеру.

Небезопасные компьютеры

Программный кейлоггер может работать на уровне ядра. Такой “жучок” особенного опасен, потому что его трудно определить. Доверять чужому сомнительному компьютеру – не очень разумно.

В этой ситуации хорошо иметь заранее подготовленную USB-флешку с операционной системой и и основными программами. Вы сможете загрузить операционную систему, которой доверяете, прямо с USB-флешки, и обойти стандартную загрузку чужого компьютера.

Небезопасное подключение к интернету

В поездке то и дело приходится подключаться к интернету через небезопасные точки. Это касается проводных и беспроводных подключений в гостиницах, интернет-кафе, муниципального wi-fi в городе, коммерческих точек и т.д. На небезопасных узлах может быть организована так называемая атака “человек-в-середине”. Это значит, что злоумышленник способен перехватывать адреса сайтов, которые вы посещаете, и почтовые адреса ваших собеседников. А когда вы хотите зайти на какой-нибудь приличный сайт, злонамеренный узел может переадресовать ваш запрос на опасный фейк.

И снова: шифрование – основная технология, с помощью которой можно защитить данные от перехвата. Популярное решение – виртуальная частная сеть (VPN). Она работает так: между вашим компьютером и удаленным сервером, которому вы доверяете, создается зашифрованный канал, и через него идет весь ваш трафик. Доверенный сервис VPN позволяет безопасно работать в сети (см. раздел о VPN далее).

Важно, чтобы сайты, с которыми вы соединяетесь, поддерживали протокол безопасности HTTPS (большинство сайтов поддерживает). Можете установить браузерное расширение HTTPS Everywhere. Оно позволяет всегда быть уверенным, что вы откроете именно HTTPS-версию сайта (если таковая существует).

Какой бы протокол шифрования вы ни использовали, обращайте внимание на окошки с предупреждениями при подключении. Они могут означать атаку “человек-в-середине”. Впрочем, отсутствие таких окошек не гарантирует отсутствие атаки. Некоторые злоумышленники во время атаки умеют перехватить сессию, не вызывая сообщение об ошибке. Как бы то ни было, успешная атака обычно дает злоумышленнику лишь незначительное время для вредоносных действий (он получает лишь ключ к текущей сессии).

Интернет-цензура и блокировки

В России, Украине и некоторых других странах действуют государственные системы блокировки веб-сайтов (отдельных сайтов или целых стран).

VPN

Виртуальная частная сеть (VPN) шифрует ваши запросы и переадресует их на компьютер-посредник. Если этот компьютер находится за пределами страны, чье правительство осуществляет цензуру, VPN можно использовать для доступа к заблокированным веб-сайтам и другим ресурсам, получая при этом защиту трафика от перехвата. Впрочем, компьютер-посредник может вести журналы (логи), по которым нетрудно проследить, что вы делали. Если ваш оппонент обладает серьезной властью, он может надавить на провайдера VPN, чтобы тот выдал данные логов. Вот почему так важно иметь надежного провайдера VPN. В этом руководстве рассказывается, как выбрать VPN. Если собираетесь ехать в зону повышенного риска, можете связаться со Службой поддержки по цифровой безопасности Access Now и задать конкретные вопросы.

Tor

“Tor” расшифровывается как “луковый маршрутизатор” (The Onion Router), название происходит из-за многоступенчатой защиты. Этот инструмент специально придуман для обхода цензуры и обеспечения анонимности при просмотре веб-сайтов и доступе к другим интернет-ресурсам, таким как чаты, и для входа в аккаунты в потенциально небезопасных обстоятельствах. Tor может пригодиться, если вы работаете в стране, где репрессивный режим оказывает давление на работу гражданских организаций и активистов.

Чтобы пользоваться сетью Tor, нужен Tor Browser. Tor может серьезно замедлять ваше соединение, поэтому есть смысл применять его для работы с наиболее важными задачами, а в остальное время обходиться привычным браузером. Но будьте внимательнее с тем, что считать важной информацией. Бывает, что сайт, который выглядит вполне безобидным, раскрывает довольно много данных о вас и ваших намерениях. “Кого, кроме меня, может интересовать план моей поездки или время встречи с коллегами?” – думает человек. А злоумышленник тем временем прикидывает, когда его жертва будет отсутствовать в своем гостиничном номере. Случайная “утечка” может иметь роковое значение. Сомневаетесь? Используйте Tor Browser.

Имейте в виду, что в некоторых странах сеть Tor может быть заблокирована (например, в Казахстане и Китае). Чтобы использовать Tor в таких обстоятельствах, придуманы мосты Tor.

Если в стране заблокирован Tor, разобраться поможет эта статья (англ.).

Другой почтовый адрес

В поездках придется использовать ненадежные подключения и компьютеры. Еще один способ уменьшить ущерб от возможных атак – создать новый адрес веб-почты только на время поездки. Используйте его для всех не самых важных сообщений. Даже если злоумышленник получит доступ к аккаунту, невелика беда: это продлится максимум до конца путешествия. Не входите в свой обычный почтовый ящик, по крайней мере пока не уверены в безопасности подключения и компьютера.

Безопасность мобильных телефонов

Общие рекомендации

По умолчанию мобильные телефоны мы считаем небезопасными. Лучше всего вообще оставить основной телефон дома, а в поездку взять другой, в котором нет всех ваших данных. Но если все-таки приходится ехать с рабочим телефоном, создайте резервную копию всех данных, сохраните ее на другом устройстве и удалите оригинал данных с телефона и карты памяти. Чтобы снизить риски от использования смартфонов, можете обратиться к этому руководству.

Обход цензуры

Для многих инструментов, рекомендованных в этом руководстве (например, VPN и Tor), существуют приложения для мобильных устройств (Android и iOS).

Чтобы запустить Tor для Android, нужно установить приложение Orbot, а затем браузер Orfox, который пропускает трафик через Orbot. Для iOS есть смысл выбрать браузер Onion Browser.

Безопасность коммуникаций

Приложения для смартфона – один из самых быстрых способов защитить коммуникации в поездках. Если ваши собеседники используют мессенджеры вроде Signal или Wire, вы можете применять эти вполне безопасные средства связи для обмена шифрованными сообщениями и файлами, равно как и для шифрованных голосовых звонков. Программы типа WhatsApp и Facebook Messenger мы можем рекомендовать только во вторую очередь, но и они подойдут, если включено шифрование, и если вы не используете их для обсуждения конфиденциальных тем.

Что еще?

Никто не смотрит через плечо

Когда набираете пароль или PIN-код от своей банковской карточки, обращайте внимание на людей вокруг. Если посторонний окажется достаточно близко и заглянет через плечо, он вполне может узнать логин или пароль. Камеры наблюдения тоже, бывает, смотрят прямо на нас. Кстати, именно поэтому современные операционные системы при наборе пароля отображают не его символы, а точки. Иногда ту же информацию можно получить, если наблюдать за нажатиями пальцев на клавиши. В общем, будьте осторожны.

Автоматическое отключение устройства

Большинство операционных систем так или иначе позволяет автоматически блокировать клавиатуру и дисплей, если какое-то время устройство остается не активным. Это хорошая практика (хотя лучше не оставлять устройства без присмотра). Попробуйте изменить настройки устройства так, чтобы оно требовало пароль всякий раз при выходе из спящего режима.

Создание хороших паролей и управление ими

У вас еще нет правил в отношении паролей? Перед поездкой стоило бы подумать о таких правилах.

Пароль должен быть уникальным, то есть, использоваться только для одной конкретной задачи (доступ к аккаунту, расшифровка архива данных и т.д.). Правильный пароль – стойкий, длиной минимум 12 символов, составлен из букв нижнего и верхнего регистров, цифр и спецсимволов. Такие пароли очень трудно запомнить и воспроизводить на клавиатуре. Чтобы не запутаться, лучше использовать парольный менеджер, такой как KeePassXC. Эта программа не только сохранит все ваши пароли в зашифрованном хранилище, но и позволит вставлять их в нужные поля на сайтах, не набирая на клавиатуре (полезно для защиты от чужого глаза).

Правда, некоторые пароли не сохранишь в парольном менеджере. Например, пароль для расшифровки вашего жесткого диска (если вы используете полнодисковое шифрование) и для самого парольного менеджера. Эти пароли придется запоминать. Можно выбрать три или более не связанных между собой слова и добавить к ним произвольные символы и цифры. Для шифровального ключа используйте легко запоминаемую, но длинную парольную фразу (минимум шесть слов). Она должна содержать заглавные буквы, пробелы и пунктуацию и быть трудноугадываемой.

В этом руководстве от Electronic Frontier Foundation (англ.) рассказывается о создании паролей по методу игральных костей.

Не используйте для паролей ваше собственное имя, название организации, какую-либо часть почтового адреса, клички домашних животных, именя супругов или детей. Не применяйте отдельные слова, которые легко могут быть найдены в словарях какого-либо языка. Такие пароли легко взломать. Если вы уже используете надежные, уникальные пароли, но попали с ними в небезопасные условия, подумайте о том, чтобы сменить их, как только окажетесь в безопасной обстановке.

О всех принципах парольной защиты рассказано здесь.

Полнодисковое шифрование на разных платформах

Сегодня для всех распространенных операционных систем, как для компьютеров, так и для мобильных устройств, доступны бесплатные программы с открытым кодом, которые позволяют шифровать жесткий диск целиком.

Полнодисковое шифрование защитит данные на диске, если устройство потеряется или будет украдено.

Пожалуйста, имейте в виду: полнодисковое шифрование не поможет, если кто-то способен принудить вас выдать пароль (а так бывает при пересечении некоторых границ). Хотите, чтобы ваша самая важная информация попала в чужие руки? Нет? Тогда старайтесь вообще не везти информацию с собой или хранить ее в скрытом зашифрованном томе VeraCrypt.

О том, как создать скрытый зашифрованный том VeraCrypt, рассказано в отдельных руководствах для Windows, Mac (англ.) и Linux.

Mac OS X

Проще всего полнодисковое шифрование реализовано на устройствах Mac OS X, потому что оно встроено в операционную систему и включено по умолчанию для новых устройств. Пользователь работает с полнодисковым шифрованием, порой даже не зная этого. Когда вы включаете свой Mac, пароль доступа к аккаунту задействует секретные ключи, с помощью которых расшифровывается ваш жесткий диск.

Чтобы узнать, включено ли полнодисковое шифрование на вашем ноутбуке с Mac OS X, пригодятся эти инструкции.

Microsoft Windows

В операционной системе Windows программа полнодискового шифрования называется BitLocker. Она доступна для Windows 7 / Vista версий Ultimate и Enterprise, а также для Pro-версий Windows 8 и Windows 10.

Если у вас Microsoft Windows без встроенного BitLocker, например, Windows 7 Pro или Windows 10 Home Edition, существует немало бесплатных программ с открытым кодом для полнодискового шифрования, среди которых мы рекомендуем VeraCrypt VeraCrypt.

VeraCrypt умеет шифровать диск целиком или по частям, а также создавать скрытые зашифрованные области, но его может быть непросто настроить для полнодискового шифрования. О том, как это сделать, рассказано здесь (англ.).

Если вы представляете некоммерческую организацию, можно подумать об обращении за версией Windows Pro с Bitlocker и получить скидку (TechSoup).

Linux

В этой операционной системе полнодисковое шифрование обычно предлагается уже при установке. Если оно не было включено, возможно, придется переустановить Linux. Хотите включить полнодисковое шифрование на компьютере с Linux? Обращайтесь к нам в Службу поддержки по цифровой безопасности Access Now.

Мобильные устройства

В iOS, Android Marshmallow и более поздних версий полнодисковое шифрование включено по умолчанию. На устройствах с более ранними версиями Android его можно включить в настройках.

Что почитать и попробовать

Introduction



title: ‘Guide to Safer Travel’

abstract: This guide will help you prepare for travels to high-risk countries. The Access Now Helpline is at your service if you have any questions.


Last updated: Dec 2018
Please consider this date when evaluating the accuracy and security of the following guide.

Access Now Digital Security Helpline

Guide to Safer Travel

The threat

Traveling exposes you, your devices, and your data to many risks. Laptops and other devices can fail or get stolen, lost, damaged, or impounded. Data in transmission from public access points such as Internet cafes and hotel wifi can be intercepted. Using untrusted systems may expose you to keyloggers and other attacks designed to capture information that should be kept secure.

In addition, when you are crossing any national border you have few if any rights to protest or refuse when a border control or customs officer wants to inspect any part of your luggage, including the data stored on your laptop, digital camera, recording device, or cellphone. Even in the US, despite the Fourth Amendment, a customs officer needs no “probable cause” or warrant to search your machine or impound it for further inspection.

The risks

Will you be able to work if your machine and all its data are inaccessible? Will your co-workers, supporters, aides, allies, or donors be endangered if the data you’re carrying is exposed to outside scrutiny? What will you do if someone who has intercepted or accessed your data uses what they’ve learned to impersonate you, potentially damaging your personal reputation and that of your project or organization and endangering those who innocently respond?

A small amount of attention to security and safety can avoid all these consequences.

The tools

Many tools and practices are available to help you keep your data safe and secure while traveling at little or no cost.

These include:

Basic security practices

Some of the following recommendations are general security practices, but they should be implemented with special care when planning a journey.

Data minimization

Data you are not carrying cannot be lost or stolen. Begin by considering what data you actually need while travelling and what can be left behind. Copy everything you do not need onto another computer or hard drive that will remain safe at your home or office. While you are doing this, also back up your sensitive data onto media such as external hard drives and USB sticks, and store them in a secure location separate from your main computer such as a small combination safe in an employee’s residence.

Especially ensure that you are not carrying any data that could be illegal in any of the countries you are traveling to. Potentially illegal data might include authorized copies of copyrighted material (such as music and video), pornography, and even innocent photographs of unclothed minors. If such material is found in a border search, your laptop could be confiscated.

One option used by some frequent travelers is to store either just their data (encrypted) or an entire image of their system complete with software with a cloud service provider and travel with a bare-bones laptop. Once arrived at their destination, they then download the data and/or software, re-uploading it before departure. This set-up provides both data minimization and an accessible backup, although it limits what work you can do in transit.

Encryption

While it is always advisable to encrypt the data stored on your computer and communications devices, the import, export, and/or use of cryptography is illegal in some countries. Check the rules in the specific countries you will visit before traveling. In some cases you may need to apply for an import or export permit; in a few cases personal use may be banned entirely. You should also check on the legal situation with respect to handing over your private keys to law enforcement: in some countries you may go to jail if you refuse to cooperate.

Hard disk encryption

Encryption is an important technique for ensuring that if someone gets hold of your laptop or other device and tries to access your data without your passphrase all they will see is a random pattern of 1s and 0s. Be aware, however, that using encryption makes recovery of your data harder if your hard drive suffers a drop, violent knock, or other form of accident. The costs of this type of advanced data recovery are out of scope for most civil society organizations. Keeping good backups is essential.

See the section Hard drive encryption by platform below to learn how to enable full-disk encryption in your system.

Protecting cryptographic keys

If you encrypt your email, probably the most valuable data on any device you carry with you will be your PGP/GPG private encryption keys. You should pay particular attention to protecting them and the passphrase that unlocks them. This means not allowing such devices to be in the hands of third parties without supervision and not leaving the devices unattended when others have access to them. You may prefer not to keep your private keys on your devices at all. Instead you could keep them on an encrypted USB thumb drive that hangs around your neck and that you keep under your control at all times.

Public access

You will frequently have occasion to use public systems when traveling, whether these are computers provided in Internet cafes or other public areas, or the wired or wireless networks in hotels, conference centers, and elsewhere. Each of these situations has its specific risks.

Shared computers

Trusted keyboard

The most likely way your security will be thoroughly compromised is through logging into your accounts on a machine or keyboard that is not trusted. If you are not using your own device, then the keyboard is untrusted.

The particular danger is keyloggers, which capture everything you type into the computer for later inspection by attackers. These come in two types: hardware and software.

Hardware keyloggers, which are available for both PS/2 and USB form factors, are dongles inserted into the cable running between the keyboard and the computer You should check for these before using any keyboard that is not your own.

Another option is to travel with your own small USB keyboard that you can plug into untrusted computers without having to reboot.

Untrusted systems

Software keyloggers, which may operate at the kernel level, are a much more dangerous threat because it is so difficult to tell if they are present. For that reason, gaining any level of confidence in an untrusted computer is a daunting prospect.

The best solutions to this is a custom live USB that you have prepared with your choice of operating system and the basic software you need. This lets you boot your own trusted operating system from the USB and bypass the untrusted computer’s standard set-up entirely.

Untrusted network access

The need to use untrusted connections to the Internet is a constant when traveling. These include hotel wired and wireless connections, Internet cafes, municipal and commercial hotspots, and so on. Rogue nodes in such networks may be able to perpetrate what are known as man-in-the-middle (MITM) attacks. These can capture the addresses of sites you visit and the addresses and contents of email communications. A rogue node can also divert your traffic from the genuine site you’re trying to access to a dangerous fake.

Encryption – again – is the most important technology to ensure that data cannot be read by anyone who intercepts it in transit. A common solution is to use a virtual private network (VPN) connection to your home network, which sends all your Internet traffic through an encrypted tunnel to (and then possibly back out again from) your trusted system. You can also connect to the internet through a trusted VPN (see the section on VPNs below).

HTTPS, which secures connections to specific websites, must be set up as an available protocol by the particular website you’re using. Most websites enable HTTPS, and you can install a browser addon like HTTPS Everywhere to make sure that you will open the HTTPS version of the websites you want to visit whenever it is available.

Regardless of which encrypted protocol you are using, pay attention if warnings pop up when you initiate a connection, as such errors may well indicate a MITM attack. But their absence does not necessarily mean you’re safe: some MITM attacks hijack sessions without triggering an error message. However, successful session hijacks will generally give attackers only a limited time in which to perpetrate damage, as they typically grant the attacker only the key for the current session.

Internet censorship and blockages

In some countries, the access to the web may be limited due to censorship of certain websites or to country-wide blockages.

VPNs

A VPN encrypts all the data you request from the web and forwards them to another computer that sends out the requests for you. If the other computer is located outside of the country that implements the censorship, the VPN can be used to access censored websites and services while protecting your traffic from being intercepted locally. But the other computer can keep logs of all your traffic, which could be traced back to you, and if your adversary is powerful enough, they could pressure VPN providers to disclose this information. Therefore it is very important to trust the VPN provider you use. You can read this guide on how to choose a VPN, or, if travelling to countries at risk, contact Access Now Digital Security Helpline for specific recommendations.

Tor

Tor stands for “The Onion Router”, and it is specifically designed to bypass censorship and provide anonymity for web browsing and using other Internet resources such as instant messaging and remote logins in potentially hostile situations. It is therefore wise to use it when operating abroad, especially if you’re inside a country where the incumbent regime is opposed to the actions of your organisation.

To browse the web with Tor, you should use the Tor Browser. Since Tor can slow down your connection, it can be a good idea to use it for accessing sensitive information, while you use your usual browser for general web surfing to non-sensitive information. However, be careful what you class as sensitive. Even apparently innocuous websites may actually give away a lot more about you and your intentions than you may at first realize. Seemingly mundane information such as your travel plans or making arrangements with people that tip off an eavesdropper that you will be out of your hotel room for a period of time can give away information that could be used to your disadvantage. If in doubt, use the Tor Browser.

Please note that Tor may be blocked in some countries, for example in China and Kazakhstan. To use Tor in these countries, you can use Tor bridges.

Read this article on what to do when Tor is blocked in a country.

Alternative email address

Because you will have to use untrusted connections and systems, it’s a good idea to limit the consequences of an attack. One important tactic is to create a new, web-based email address just for the trip that you will ‘throw away’ afterwards. Use this address for all non-sensitive communications while traveling so that if the account is compromised it will give the attacker no value beyond the end of your trip. Do not log into your regular email account until or unless you can be confident that the connection and computer are safe.

Mobile phone security

General recommendations

Mobile phones should generally be considered as insecure. When travelling, it’s best to leave your phone at home, and to travel with a different mobile device that does not contain all your data. If you have to take your work phone with you, back up all your data in a different device and remove them from the phone and its memory card. To limit the risks your smartphone is exposed to, you can read this guide.

Censorship circumvention

Many of the tools recommended in this document, like VPNs or Tor, can be used also through apps that can be installed on Android or iOS devices.

On Android, you need to install Orbot to run Tor and then a browser called Orfox, which connects to the web through Orbot. On iOS, the app of choice for surfing the web over Tor is the Onion Browser.

Secure communications

While you’re travelling, some of the fastest ways to secure your communications could be offered by smartphones apps. If the people you need to communicate with use encrypted messaging apps like Signal or Wire, you can consider using these pretty secure communication tools to send encrypted messages and files, as well as for encrypted voice calls. Tools like WhatsApp or Facebook Messenger are less recommended but can still be good solutions if encryption is turned on and you aren’t using them to discuss very sensitive details.

Further advice

Watch out for shoulder surfers

Always be aware of who is in your immediate vicinity when you type in passwords, passphrases, and the PINs that protect credit cards and debit cards. Protecting against “shoulder surfers” who pick up your user IDs and passwords by watching from behind you or remotely (look for cameras) is the reason why today’s operating systems replace the passwords you type in with a series of dots. But the same information can be picked up by watching your fingers on the keyboard, so be careful.

Set your device to lock automatically when unattended

Most operating systems provide a way of automatically locking the keyboard and display after the user has been inactive for a period of time. This is a good practice even though of course you intend never to leave your device unattended. Similarly, you should set your device to require a password at logon and whenever you resume from standby.

Creating and managing good passwords/passphrases

If you haven’t defined a general password policy, it is important that you do so when preparing for travels.

The passwords you use should be unique, meaning that you only use each one for one purpose (accessing a web account, decrypting a storage device, etc.), and strong, i.e. at least 12-characters long, and composed by lower- and upper-case letters, symbols and numbers. This kind of password is very difficult to remember and to type, and to make sure you don’t lose them, the best solution is to use a password manager like KeePassXC. This tool will not only store all your passphrases in an encrypted database, but will also allow you to copy-paste your passphrases without having to type them, which will also prevent shoulder-surfing.

But there are some passwords which you cannot keep in your password manager, for example the passphrase for decrypting your hard disk when starting your computer and the passphrase to open your encrypted password database. These passphrases should be easy to type and to remember, and hard to guess. A suitable strategy is to pick three or more unrelated words and concatenate them with one or more symbols or numbers. For your encryption key passphrase, create a long and memorable sentence (at least 6 words); this will naturally have capitals, spaces, and punctuation and be very hard to guess.

Read this guide by the Electronic Frontier Foundation on how to create strong and memorable passphrases.

In general, when creating passwords do not use your name, your organization’s name, any portion of your or your organization’s street address, or the names of your pets, spouse, or children. Also do not use single words you can find in a dictionary of any language; these are easily cracked. If you already use strong and unique passwords, but you have used them in insecure situations, you should change them afterwards when you’re in a secure situation again.

Hard drive encryption by platform

Free, open source software to encrypt your entire hard disk/s is available for all of the common operating systems, both for computers and mobile devices.

Encrypting your hard drive will protect the information you have stored in it in case your device is lost or stolen.

Please note that full-disk encryption won’t help if someone can force you to hand over the decryption passphrase, as can happen at certain borders. In these situations, if you want to avoid sensitive information from falling in the wrong hands, you should not carry that information with you or store it in a hidden encrypted folder created with VeraCrypt.

You can learn how to create a hidden volume with VeraCrypt in these guides for Windows, Mac, and Linux.

Mac OS X

Full disk encryption is easiest on Mac OS X devices because it’s built into the operating system and is even the default setting for new devices. In fact, you may have disk encryption activated without knowing it; when you log onto your Mac, your account password is the ‘secret’ that unlocks the private keys that are used to decrypt your hard drive.

To check if disk encryption is on or to turn it on for Mac OS X laptops, you can follow these instructions.

Microsoft Windows

BitLocker is a full disk encryption feature built in in all Windows Pro versions starting from the Ultimate and Enterprise editions of Vista and Windows 7.

For versions of Microsoft Windows that do not ship with BitLocker, such as the home editions of Vista and 7, there are many options including several free and open source full-disk encryption software applications. We recommend VeraCrypt.

VeraCrypt offers many options for encrypting all or part of your hard drive, including hiding an encrypted portion, but it can be hard to configure it for full-disk encryption. You can find a guide on how to do it here.

In alternative, if you are a member of civil society, you can consider applying to TechSoup for getting a discounted version of Windows Pro that will include Bitlocker.

Linux

Full-disk encryption is usually offered when you first install Linux in your machine. If it was not set up during the installation, you might need to reinstall your system. Please get in touch with Access Now Digital Security Helpline if you need help for enabling full-disk encryption in your Linux computer.

Mobile devices

On iOS and Android Marshmallow and later versions, full-disk encryption is activated by default. In older versions of Android you can activate full-disk encryption in the Security settings.

References